27.06.2013 г.
- Подробности
- Автор: Ижиков М.Ю.
Верховный Суд Российской Федерации наконец-то принял весьма обсуждаемый документ – Постановление «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней» от 27 июня 2013 г. № 21. В этом документе Верховный Суд не только ориентирует отечественного правоприменителя на защиту международно-признанных прав человека в соответствии с европейскими стандартами, но и дает ряд конкретных указаний.
Например, Верховный Суд отмечает, что лишенное свободы лицо вправе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу; указывает на то, что в делах об установлении отцовства при недостаточной ясности или неполноте генетической экспертизы, необходимо назначать повторную экспертизу, так как это отвечает интересам ребенка; подчеркивает, что стремление к соблюдению разумных сроков судопроизводства не должно наносить ущерб процессуальному равенству сторон, а также полноте исследования доказательств и т.д. Кроме того, Верховный Суд разъяснил основания для пересмотра внутригосударственных судебных актов в связи с принятием ЕСПЧ окончательных постановлений против России.
Однако принципиальное значение рассматриваемого Постановления Верховного Суда РФ видится в том, что этот документ впервые провозглашает, что правовые позиции ЕСПЧ, изложенные в окончательных постановлениях, принятых в отношении России, являются обязательными для судов. Более того, суды общей юрисдикции теперь должны учитывать правовые позиции ЕСПЧ, сформулированные в окончательных постановлениях, принятых также в отношении других государств. Российские нормы о правах и свободах человека должны применяться с учетом подхода ЕСПЧ к аналогичным правам и свободам. Такой шаг Верховного Суда России остается только приветствовать. Указание на обязательный характер позиций ЕСПЧ наконец-то придает «реальный вес» ссылкам граждан на европейскую практику в российских судах. Разъяснения Верховного Суда, вне сомнений, будут способствовать росту правовой осведомленности судей. А это необходимое условие для приближения российских правозащитных стандартов к европейскому уровню.