Дело «Иващенко против России» (IVASHCHENKO v. RUSSIA) Постановление от 13 февраля 2018 г.


Заявитель путешествовал из России в Абхазию. На обратном пути он проходил таможенный досмотр в Адлере. Он предъявил свой паспорт, журналистское удостоверение и декларацию, сообщил, что везет с собой ноутбук. Таможенники решили проверить содержимое гаджета. Обнаружив в его памяти папку с названием «Экстремизм», они скопировали данные (несколько тысяч файлов) и сказали, что передадут материалы на экспертизу. По словам заявителя, в течение нескольких часов были скопированы его личные письма и фотографии, пароли, журналистские фотоматериалы, статьи, персональные данные третьих лиц. Материалы были направлены в несколько экспертных учреждений, откуда был получен ответ об отсутствии в них признаков экстремизма. Через 2 года компакт-диски были переданы заявителю.
ЕСПЧ посчитал бесспорным, что власти вмешались в частную жизнь гражданина. Выслушав позицию ответчика, Страсбург усомнился, что отечественное законодательство допускало принудительное копирование данных с компьютера заявителя. Правовые акты не поясняют, как работникам таможни обращаться с материалами предположительно экстремистского характера. Также не регламентирована процедура копирования данных с личного ноутбука. Поэтому административных средств защиты от произвола заявитель во время «проверки» не имел.
Судебное обжалование действий таможенников Страсбург также счел заведомо неэффективным. Из разъяснений Верховного Суда РФ и правоприменительной практики следовало, что рассмотрение таких жалоб сводится лишь к формальной проверке «законности» действий госслужащих. Ни пропорциональность их действий, ни «необходимость в демократическом обществе» не исследуются.
Европейский суд пришел к выводу, что вмешательство в права заявителя не было основано на законе, и что в российском праве, очевидно, выявлен пробел. Нарушение статьи 8 было установлено. Заявителю присуждено 3000 Евро морального вреда.